Эксклюзив
28 октября 2008
6471

Военный экспорт России в 2008 году и задачи на будущее

Сегодня Президент России Дмитрий Медведев провёл заседание Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами в обновлённом составе.

Как сообщает пресс-служба Президента России, обсуждались предварительные итоги деятельности в сфере военно-технического сотрудничества в текущем году.

Партнёром России в этой области является 81 государство. По предварительным данным, суммарный объём военного экспорта в 2008 году превысил 30 миллиардов долларов.

Редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)", с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru считает необходимым в дополнение к этой краткой информации для сведения общественности страны привести прямой текст вступительного слова Дмитрия Медведева на этом заседании, так как в нём он не только подводил предварительные итоги деятельности в сфере военно-технического сотрудничества в текущем году, но и это мы считаем главным ставил задачи на будущее развитие этого вида деятельности, что гораздо интереснее и дать наш комментарий. Кроме того, мы считаем необходимым опубликовать для общественности страны обновлённый список членов Комиссии.

Вступительное слово Президента России Дмитрия Медведева на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами:

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас первое заседание Комиссии в обновлённом составе. Мы обсудим предварительные итоги деятельности в сфере военно-технического сотрудничества за 2008 год и поговорим о перспективах нашего взаимодействия с нашими самыми разными партнёрами.

Военный экспорт - важный канал поступления денежных средств в бюджет, и реализация тех контрактов, которые заключены, в целом укрепляет нашу репутацию как одной из ведущих промышленных держав мира. Совместные научные разработки в этой сфере, производственная кооперация - мощный стимул развития отечественного оборонно-промышленного комплекса и формирования инновационной стратегии. Особенно важно это сейчас - в период финансового кризиса. У России существуют институциональные и финансовые возможности для поддержки крупных оборонных предприятий (об этом я уже несколько раз говорил, давал прямые поручения Правительству, и хотел бы, чтобы Правительство об этом помнило в своей повседневной деятельности).

Остановлюсь на некоторых вопросах, которые считаю в настоящий момент актуальными. Мы, естественно, продолжим работу: будем поставлять и оружие, и технику исключительно для обеспечения обороноспособности наших партнёров. Между тем, как показали события августа этого года, далеко не все члены международного сообщества придерживаются таких подходов.

Мы знаем о том, с каким усердием ряд государств поставляли оружие режиму Саакашвили, чем весьма активно подстёгивали его к агрессии, и сейчас, по сути, осуществляют планы перезагрузки этого режима дополнительными видами вооружений. К сожалению, в этом участвовал и ряд близких нам государств. Мы этого не забудем и, естественно, будем учитывать в своей практической политике. Хотел бы, чтобы все это имели в виду.

Теперь несколько слов о предварительных итогах работы в текущем году. Могу их охарактеризовать как удовлетворительные. По состоянию на 1 октября суммарный объём военного экспорта превысил аналогичный показатель за прошлый год, увеличились валютные поступления, а портфель заказов заметно пополнился и сейчас оценивается в сумме более чем в 30 миллиардов долларов. Партнёрами России в этой области является 81 государство. Со многими из них договорно-правовая база в сфере ВТС укрепляется. Наглядный пример тому - недавнее рамочное соглашение с Саудовской Аравией.

Новые возможности (и для нас, может быть, это одно из центральных направлений сотрудничества) открываются в ходе наших контактов со странами ОДКБ, в первую очередь в ходе работы по созданию совместной системы ПВО и региональной системы связи и управления группировками ОДКБ. Более 80 процентов экспортного объёма приходится на нашего госпосредника - Рособоронэкспорт. Год от года он расширяет и номенклатуру, и общий объём, а также пакет тех услуг, которые сопровождают соответствующую работу. Успешно в целом справляются с плановыми заданиями и другие субъекты военно-технической деятельности.

Считаем, что у нашего комплекса есть хорошие перспективы роста. Это укрепляет позицию России среди ведущих мировых экспортёров военной техники. Но, как и всякая такая деятельность, она всегда создаёт двойной эффект и кому-то, естественно не даёт покоя. Не так давно в очередной раз по инициативе госдепартамента Соединённых Штатов введены односторонние санкции в отношении Рособоронэкспорта. Мы уже неоднократно говорили (и я об этом говорил), что считаем такие санкции недальновидными, на самом деле просто дурацкими по своей природе. Это недобросовестная конкуренция, просто попытка отсечь поставщика, и самое главное, что для нас это решение практически нечувствительно, так что тот, кто его принимает, должен иметь это в виду.

Теперь о ключевых приоритетах работы на ближайшее будущее. Во-первых, нам нужно понимать, что растущий объём заказов, особенно в нынешнюю пору, - это серьёзный экзамен для отечественного оборонно-промышленного комплекса, для производственных мощностей наших предприятий. Поэтому и Ростехнологиям, и Рособоронэкспорту, и другим субъектам ВТС следует обеспечить гарантированное выполнение объёмов и сроков поставок.

Вторая задача - это поддержка и обеспечение в конечном счёте высокого качества продукции и своевременного послегарантийного обслуживания этой продукции. Российское оружие традиционно отличалось своей надёжностью, и предприятия ВПК, конечно, обязаны держать свою марку. Любые сбои по качеству должны анализироваться самым критическим образом, потому что, когда в ходе контактов с иностранными покупателями высказываются претензии по качеству, становится неудобно всем. Есть резервы для того, чтобы всё это завернуть. Мы понимаем, насколько это чувствительный рынок и как все внимательно относятся к этим вопросам.

И, наконец, третье. Нужно активнее принимать различные формы поддержки и совместные разработки новых видов техники. Считаю, что в этом плане мы должны кооперироваться с нашими ближайшими партнёрами (об этом я уже говорил) - с государствами - членами ОДКБ. Причём сотрудничество с ними должно быть поставлено на полноценную почву на основе программ сотрудничества, в том числе и среднесрочных. В перспективе и с другими государствами нужно переходить к такому режиму сотрудничества.

Мы должны учитывать общую экономическую ситуацию. Работа сейчас в этом очень важном для нас секторе является крайне необходимой для поддержки общего самочувствия в экономике. Мы должны учитывать и тенденции мирового рынка, и, естественно, укреплять позиции России в сфере сотрудничества с другими государствами. Поэтому жду от всех присутствующих в этом плане уже конкретных предложений".


Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами


Медведев Д.А. - Президент Российской Федерации (председатель Комиссии)
Путин В.В. - Председатель Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)
Приходько С.Э. - помощник Президента Российской Федерации (секретарь Комиссии)
Дмитриев М.А. - директор ФСВТС России (заместитель секретаря Комиссии)
Бортников А.В. - директор ФСБ России
Иванов С.Б. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Коновалов А.В. - Министр юстиции Российской Федерации
Кудрин А.Л. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации
Лавров С.В. - Министр иностранных дел Российской Федерации
Нарышкин С.Е. - Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
Патрушев Н.П. - Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
Сердюков А.Э. - Министр обороны Российской Федерации
Фрадков М.Е. - директор СВР России
Христенко В.Б. - Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Чемезов С.В. - генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии"

Начнём наш комментарий с обновлённого состава Комиссии - нам он внушает только уважение, действительно в ней собраны одни самых знающих эту отрасль и компетентных руководителей нашего государства.

Во вступительном слове Президента России Дмитрия Медведева нас в первую очередь привлекли три задачи развития отрасли на ближайшее будущее:

- Ростехнологиям, и Рособоронэкспорту, и другим субъектам ВТС следует обеспечить гарантированное выполнение объёмов и сроков поставок;

- это поддержка и обеспечение в конечном счёте высокого качества продукции и своевременного послегарантийного обслуживания этой продукции;

- нужно активнее принимать различные формы поддержки и совместные разработки новых видов техники.

Закончил перечень этих задач Дмитрий Медведев тем, что предложил членам Комиссии конкретно высказаться о том, как их выполнить. Вот это по-нашему - ничего лишнего, а сразу за дело.

При подведении предварительных итогов этого года наш Президент откровенно высмеял попытки США ввести односторонние санкции в отношении Рособоронэкспорта, назвав их "на самом деле просто дурацкими по своей природе". С ним согласны многие аналитики и эксперты, нам эти санкции "до фонаря", а вот поставки самолётного титана Боингу могут подвиснуть, так как их делает дочерняя компания Рособоронэкспорта. Вот и получится как у той унтерофицерской вдовы, которая сама себя выпорола. Надо читать великую русскую литературу - там уважаемые чиновники госдепартамента США вы найдёте много для себя интересного.

В целом информация, оглашенная Дмитрием Медведевым, интересна и поучительна сама по себе в этом весьма специфическом виде деятельности нашего Отечества.

Лев Иванов.

28 октября 2008 года.
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован